Preview

Опухоли головы и шеи

Расширенный поиск

Специфика ладонно-подошвенной кожной реакции, индуцированной мультикиназными ингибиторами: клинические, гистологические и ультразвуковые характеристики

https://doi.org/10.17650/2222-1468-2020-10-2-30-37

Полный текст:

Аннотация

Введение. Мультикиназные ингибиторы ангиогенеза в настоящее время считаются одними из самых эффективных препаратов для таргетной противоопухолевой терапии, но их использование достаточно часто сопровождается развитием специфических кожных токсических реакций, в том числе ладонно-подошвенной кожной реакции (ЛПКР). Ее тяжесть в части случаев достигает II–III степени, что требует снижения дозы препаратов или их отмены.
Цель исследования – изучить клинические, гистологические и ультразвуковые характеристики ЛПКР у пациентов, получавших мультикиназные ингибиторы, а также оценить влияние ЛПКР на качество жизни.
Материалы и методы. В исследование включены 46 пациентов с ЛПКР, получавших сорафениб или ленватиниб. Оценивались клинические проявления ЛПКР, степень ее тяжести, проводилось ультразвуковое и патоморфологическое исследование. Определялся дерматологический индекс качества жизни (Dermatology Life Quality Index).
Результаты. ЛПКР III степени тяжести, возникшая на фоне терапии мультикиназными ингибиторами, зарегистрирована у 5 (10,86 %) пациентов, II cтепени – у 25 (54,35 %), I степени – у 16 (34,79 %). Дерматологический индекс качества жизни варьировал в зависимости от степени тяжести ЛПКР, но его среднее значение составило 24,5 ± 2,4 балла. При патоморфологическом исследовании пораженных тканей выявлены неравномерная пролиферация клеток эпидермиса с формированием гипертрофических псориазоподобных акантотических выростов, слабо выраженная вакуолизация кератиноцитов, немногочисленные фигуры апоптоза, дис- и гиперкератоз, дилатация микрососудов сосочкового слоя дермы. При ультразвуковом исследовании на измененных участках в сосочковом и сетчатом слое отмечено усиление васкуляризации, которое нарастало с повышением степени ЛПКР. Более выраженное усиление васкуляризации наблюдалось в проекции разрозненных гипоэхогенных участков на границе сосочкового и сетчатого слоев дермы и на визуализируемых аналогичных участках на границе дермы и подкожно-жировой клетчатки.
Заключение. Прием мультикиназных ингибиторов приводит к выраженным изменениям не только в поверхностных слоях кожи, но и в дерме и подкожно-жировой клетчатке, что значительно ухудшает качество жизни пациентов. Это свидетельствует о необходимости поиска патогенетически обоснованных методов лечения ЛПКР и разработки практических рекомендаций по проведению оптимальной поддерживающей терапии у пациентов с ЛПКР на фоне приема мультикиназных ингибиторов.

Об авторах

Е. А. Шатохина
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ; Медицинский научно-образовательный центр Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Россия

Евгения Афанасьевна Шатохина

121359 Москва, ул. Маршала Тимошенко, 19, стр. 1а

119991 Москва, Ленинские горы, 1



С. Б. Поткин
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ
Россия
121359 Москва, ул. Маршала Тимошенко, 19, стр. 1а


П. Г. Мальков
Медицинский научно-образовательный центр Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Россия
119991 Москва, Ленинские горы, 1


Л. С. Круглова
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ
Россия
121359 Москва, ул. Маршала Тимошенко, 19, стр. 1а


А. С. Полонская
ФГБУ ДПО «Центральная государственная медицинская академия» Управления делами Президента РФ
Россия
121359 Москва, ул. Маршала Тимошенко, 19, стр. 1а


Список литературы

1. Anderson R., Jatoi A., Robert C. et al. Search for evidence-based approaches for the prevention and palliation of handfoot skin reaction (HFSR) caused by the multikinase inhibitors (MKIs). Oncologist 2009;14(3):291–302. DOI: 10.1634/theoncologist.2008-0237.

2. Lacouture M.E., Reilly L.M., Gerami P., Guitart J. Hand foot skin reaction in cancer patients treated with the multikinase inhibitors sorafenib and sunitinib. Ann Oncol 2008;19(11):1955–61. DOI: 10.1093/annonc/mdn389.

3. Vincenzi B., Santini D., Russo A. et al. Early skin toxicity as a predictive factor for tumor control in hepatocellular carcinoma patients treated with sorafenib. Oncologist 2010;15(1):85–92. DOI: 10.1634/theoncologist.2009-0143.

4. Nagore E., Insa A., Sanmartín O. Antineoplastic therapy-induced palmar plantar erythrodysesthesia (‘hand-foot’) syndrome. Incidence, recognition and management. Am J Clin Dermatol 2000;1(4):225–34. DOI: 10.2165/00128071-200001040-00004.

5. Scheithauer W., Blum J. Coming to grips with hand-foot syndrome. Insights from clinical trials evaluating capecitabine. Oncology (Williston Park) 2004;18(9):1161–8, 1173.

6. Lacouture M.E., Wu S., Robert C. et al. Evolving strategies for the management of hand-foot skin reaction associated with the multitargeted kinase inhibitors sorafenib and sunitinib. Oncologist 2008;13(9):1001–11. DOI: 10.1634/theoncologist.2008-0131.

7. Haley A.C., Calahan C., Gandhi M. et al. Skin care management in cancer patients: an evaluation of quality of life and tolerability. Support Care Cancer 2011;19(4):545–54. DOI: 10.1007/s00520-010-0851-8.

8. McLellan B., Kerr H. Cutaneous toxicities of the multikinase inhibitors sorafenib and sunitinib. Dermatol Ther 2011;24(4):396–400. DOI: 10.1111/j.1529-8019.2011.01435.x.

9. Janusch M., Fischer M., Marsch W.Ch. et al. The hand-foot syndrome – a frequent secondary manifestation in antineoplastic chemotherapy. Eur J Dermatol 2006;16(5):494–9.

10. Шатохина Е.А., Круглова Л.С., Шухов О.А. Клиническая оценка эффективности лечения ладонно-подошвенного синдрома – токсической кожной реакции на проведение противоопухолевой таргетной терапии мультикиназными ингибиторами. Эндокринная хирургия 2018;12(3):140–9. [Shatokhina E.A., Kruglova L.S., Shukhov O.A. Clinical evaluation of the effectiveness of treatment of the hand-foot syndrome – skin toxicity of antitumor target therapy with multikinase inhibitors. Endokrinnaya khirurgiya = Endocrine Surgery 2018;12(3):140–9. (In Russ.)]. DOI: 10.14341/serg9704.

11. Lacouture M.E., Laabs S.M., Koehler M. et al. Analysis of dermatologic events in patients with cancer treated with lapatinib. Breast Cancer Res Treat 2009;114(3):485–93. DOI: 10.1007/s10549-008-0020-7.

12. La Vine D.B., Coleman T.A., Davis C.H. et al. Frequent dose interruptions are required for patients receiving oral kinase inhibitor therapy for advanced renal cell carcinoma. Am J Clin Oncol 2010;33(3):217–20. DOI: 10.1097/COC.0b013e3181a650a6.

13. Younus J., Verma S., Franek J. et al. Sunitinib malate for gastrointestinal stromal tumour in imatinib mesylate-resistant patients: recommendations and evidence. Curr Oncol 2010;17(4):4–10. DOI: 10.3747/co.v17i4.560.

14. Baselga J., Segalla J.G., Roché H. et al. Sorafenib in combination with capecitabine: an oral regimen for patients with HER2-negative locally advanced or metastatic breast cancer. J Clin Oncol 2012;30(13):1484–91. DOI: 10.1200/JCO.2011.36.7771.

15. Beardsley E.K., Hotte S.J., North S. et al. A phase II study of sorafenib in combination with bicalutamide in patients with chemotherapy-naive castration resistant prostate cancer. Invest New Drugs 2012;30(4):1652–9. DOI: 10.1007/s10637-011-9722-5.

16. Королева И.А., Болотина Л.В., Гладков О.А. и др. Практические рекомендации по лекарственному лечению дерматологических реакций у пациентов, получающих противоопухолевую лекарственную терапию. Злокачественные опухоли 2019;9(3s2):628–38. [Koroleva I.A., Bolotina L.V., Gladkov O.A. et al. Practical recommendations for drug treatment of dermatological complications of anticancer drug therapy. Zlokachestvennye opukholi = Malignant Tumours 2019;9(3s2):628–38. (In Russ.)]. DOI: 10.18027/2224-5057-2019-9-3s2-628-638.

17. Common Terminology Criteria for Adverse Events (CTCAE). Version 4.0. Available at: https://evs.nci.nih.gov/ftp1/CTCAE/CTCAE_4.03_2010-06-14_QuickReference_5x7.pdf.

18. Dermatology Quality of Life Index (DLQI). Available at: http://www.cardiff.ac.uk/dermatology/quality-of-life/dermatology-quality-oflife-index-dlqi.

19. Finlay A.Y., Khan G.K. Dermatology Life Quality Index (DLQI) – a simple practical measure for routine clinical use. Clin Exp Dermatol 1994;19(3):210–6. DOI: 10.1111/j.1365-2230.1994.tb01167.x.


Для цитирования:


Шатохина Е.А., Поткин С.Б., Мальков П.Г., Круглова Л.С., Полонская А.С. Специфика ладонно-подошвенной кожной реакции, индуцированной мультикиназными ингибиторами: клинические, гистологические и ультразвуковые характеристики. Опухоли головы и шеи. 2020;10(2):30-37. https://doi.org/10.17650/2222-1468-2020-10-2-30-37

For citation:


Shatokhina E.A., Potkin S.B., Malkov P.G., Kruglova L.S., Polonskaya A.S. Specificity of hand-foot skin reaction induced by multikinase inhibitors: clinical, histological and ultrasound characteristics. Head and Neck Tumors (HNT). 2020;10(2):30-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17650/2222-1468-2020-10-2-30-37

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-1468 (Print)
ISSN 2411-4634 (Online)