Preview

Опухоли головы и шеи

Расширенный поиск
Том 6, № 3 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17650/2222-1468-2016-6-3

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ 

64-66 964
Аннотация

Назначение препаратов кальция и витамина D всегда требует от врача грамотного подбора доз, комбинаций, тщательного клинического и лабораторного мониторинга за пациентом. Врач всегда должен помнить об опасности передозировки препаратов, которая может приводить к крайне неблагоприятным последствиям. Появление первых симптомов передозировки требует постоянного лабораторного контроля и принятия экстренных мер для устранения данного состояния. Необходимо также помнить и о других причинах гиперкальциемии, которые могут помочь в дифференциальной диагностике. Клинический случай, представленный нами, является примером того, как отсутствие знаний о комбинированном лечении больных с послеоперационным гипопаратиреозом может приводить к таким тяжелым последствиям, как гиперкальциемический криз. 

67-70 873
Аннотация

Представлено редкое клиническое наблюдение параганглиомы гортани. Показаны современные возможности диагностики данного заболевания, определения распространенности опухолевого процесса, методы и оценка эффективности лечения. 

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОПУХОЛЕЙ ГОЛОВЫ И ШЕИ 

12-21 827
Аннотация

В работе освещены основные вопросы переносимости лучевого лечения с модификацией пациентов с плоскоклеточным орофарингеальным раком. Представлен спектр побочных эффектов и затронуты ключевые вопросы терапии сопровождения. Отдельно изложены подходы к ведению больных с лучевым мукозитом и дерматитом. 

22-26 6216
Аннотация

Базально-клеточный рак кожи является одним из наиболее часто встречающихся злокачественных новообразований. Несмотря на большой спектр лечебных возможностей и относительно благоприятный прогноз данного заболевания, могут возникать ограничения в применении стандартных методов лечения — из-за пожилого возраста пациентов, их соматического состояния и особенностей локализации опухоли. Приведены клинические примеры успешного лечения базально-клеточного рака головы и шеи препаратом с противоопухолевой активностью для наружного применения на основе гликоалкалоидов растений семейства пасленовых Курадерм BEC5. 

27-33 1223
Аннотация

Введение. При ангиогенных заболеваниях, к которым относится опухолевый рост, имеет место патологический ангиогенез. Вего развитии особую роль играют фактор роста эндотелия сосудов (VEGF), фактор роста фибробластов (FGF), трансформирующие факторы роста альфа и бета, которые известны как факторы «запуска» ангиогенеза, и другие факторы. Расшифровка важных механизмов ангиогенеза вфизиологическом и патологическом состоянии остается предметом повышенного интереса в течение последних 30 лет. Известно, что главным инициатором прорастания кровеносных сосудов в опухолевую ткань считается VEGF-А, являющийся специфическим митогенным сигналом для эндотелиальных клеток, запускающим механизмы клеточного деления и миграции. VEGF-индуцированная сосудистая сеть опухоли имеетряд структурных и функциональных особенностей, которые обеспечивают рости прогрессию опухоли, среди них повышенная проницаемость и хаотичное расположение сосудов.

Целью настоящего исследования явилось изучение в сравнительном аспекте уровня некоторых факторов роста в ткани глиобластом, метастазов рака молочной железы в головной мозг и менингиом, а также соответствующих перитуморальных зон.

Материалы и методы. Исследовали образцы тканей, полученных от 56 больных, поступивших на оперативное лечение в ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России: 24 – глиобластомы, 19 – метастазы рака молочной железы в головной мозг, 13 – менингиомы без перитуморального отека. Гистологический контроль осуществлялся во всех случаях. Возраст больных составил от 35 до 72 лет. В образцах тканей опухоли и непосредственно прилегающей к опухолевому очагу (перитуморальной зоне) методом иммуноферментного анализа с использованием стандартных тест-систем определяли уровень ростовых факторов – VEGF-А и его рецептора VEGF-R1 (BenderMedSystem, Австрия), VEGF-С и его рецептора VEGF-R3 (BenderMedSystem, Австрия), EGF (Biosource, США), IFR-1 и IFR-2 (Mediagnost, США), TGF-β1 (BenderMedSystem, Австрия).

Результаты. Найдены как общие, так и отличительные особенности содержания ростовых факторов в ткани опухолевых образований различной гистологической структуры и соответствующих перитуморальных зон. К общим чертам метаболизма ткани опухоли глиобластом, метатстазов рака в головной мозг и менингиом следует отнести увеличение, хотя и разноуровневое, содержания VEGF-А, VEGF-R1, VEGF-С, IFR-1, IFR-2 и показателя соотношения VEGF-С/VEGF-R3. Различия заключались в том, что в доброкачественной опухоли не обнаруживалось увеличение уровня VEGF-R3 и TGF-β1, а содержание EGF и показатель соотношения VEGF-А/VEGF-R1, в отличие от значений в злокачественных новообразованиях, были ниже контрольных величин.

Выводы

• В ткани глиобластом и перитуморальной зоны сильная положительная корреляционная связь уровня VEGF-А прослеживалась с содержанием EGF, IGF-I, IGF-II и TGF-β1.

• В ткани метастазов сильная положительная корреляционная связь уровня VEGF-А прослеживалась с содержанием EGF, IGF-I, IGF-II и TGF-β1. Однако в ткани перитуморальной зоны метастазов корреляционные связи носили иной характер: сильная положительная корреляционная связь уровня VEGF-А прослеживалась только с TGF-β1, с уровнем IGF-I и IGF-II обнаружена сильная отрицательная связь, не найдено корреляций с содержанием EGF.

• В ткани менингиом уровень VEGF-А коррелировал только с содержанием инсулиноподобных факторов роста: с IGF-I и IGF-II обнаружена сильная положительная корреляционная связь, не найдено корреляций с уровнем EGF и TGF-β1.

• В порядке убывания VEGF-C обнаруживался в ткани глиобластом, метастатических опухолей, менингиом, перитуморальной зоны глиобластом и перитуморальной зоны метастазов, однако во всех этих образцах содержание исследуемого фактора значимо превосходило значения в интактной ткани мозга. Уровень VEGFR-3 был повышен только в ткани глиобластом.

34-37 1315
Аннотация

Рак гортани занимает одно из ведущих мест в структуре злокачественных опухолей головы и шеи. В настоящее время ведущим методом лечения локализованных процессов (T1—Т2) являются эндоларингеальные лазерные резекции. За период с декабря 2014 по январь 2016 г. в нашей клинике подобные оперативные вмешательства были выполнены 76 пациентам. Карцинома in situ диагностирована у 19 (25 %), T1a — у 27 (35 %), T1b — у 24 (31 %), T2 — у 6 (8 %) больных. По результатам планового гистологического исследования во всех случаях оперативные вмешательства носили микроскопически радикальный характер. Выполнение эндоларингеальных CO2 -лазерных резекций позволяет проводить достаточно большие радикальные оперативные вмешательства с удовлетворительным функциональным и косметическим результатом, не ухудшая при этом отдаленные результаты лечения. 

38-41 915
Аннотация

Цель работы — анализ результатов хирургического и консервативного лечения меланомы конъюнктивы (МК) на основе собственного опыта.

Материалыи методы. Ретроспективный анализ данных 25 пациентов сМК, подвергшихся хирургическому и/или брахитерапевтическому лечению с использованием аппликаторов Sr-90. Проведен анализ клинических и гистологических особенностей, а также результатов лечения.

Результаты. Средний возраст пациентов составил 57,15 (20–82) года. В 9 случаях МКразвилась нафоне приобретенного меланоза (первичного — 8, вторичного — 1). В 15 случаях был вовлечен лимб, в 14 — роговица, в 24 — бульбарная конъюнктива, в 8 — своды, в 7 — тар- зальная конъюнктива. Максимальная толщина опухоли составила 28 мм. Десять пациентов были пролечены путем эксцизионной биопсии (включая СО2 -лазер и радиохирургию), 4 — путем эксцизионной биопсии с последующим проведением брахитерапии Sr-90, 8 — проведени- ем исключительно брахитерапии, средняя доза излучения при этомсоставила 150 Гр на глубине 1,5–3,0 мм. У1 пациента была проведена поднадкостничная экзентерация орбиты, у 2 — расширенная энуклеация. Семь удаленных МК были эпителиоидно клеточного типа, 5 — веретеноклеточного, 5 — смешанного. Срок наблюдения составил от 3 до 114 мес, в среднем — 25 мес. Регрессия опухоли была достигнута у 21 пациентов, имел место 1 рецидив после хирургического лечения и 3 — после облучения, при этом все рецидивы были отмечены у пациентов с приобретенным меланозом, 3 рецидива успешно пролечены, 1 рецидив привел к экзентерации орбиты. Ни одного рецидива не было зарегистрировано после проведения комбинированного лечения. У1 пациента были верифицированыметастазыв околоушные лимфатические узлы. Два пациента погибли вследствие метастатического поражения. После проведения брахитерапии Sr-90 осложнений отмечено не было. Пациенты, перенесшие расширенную энуклеацию, наблюдаются 4 и 22 мес без признаков рецидивирования.

Выводы. Хирургическое иссечение в комбинации с брахитерапией Sr-90 является наиболее эффективным методом лечения МК. Для проведения исследования в дальнейшем требуются большие группы пациентов. 

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

42-52 774
Аннотация

Цель исследования – улучшение результатов лечения пациентов со злокачественными опухолями слюнных желез (ЗОСЖ).

Материалы и методы. Анализ 417 пациентов с ЗОСЖ, получавших лечение в ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» с 1988 по 2014 г. Все исследуемые были разделены на 4 основные группы в зависимости от проводимого лечения: группа хирургического лечения — 27,3 % (n = 114), комбинированного (операция и лучевая терапия (ЛТ)) — 54,0 % (n = 225), комплексного (операция, ЛТ и химиотерапия) — 10,5 % (n = 44), консервативного лечения (ЛТ и/или химиотерапия) — 8,2 % (n = 34).

Результаты. Лучшая 5-летняя безрецидивная выживаемость (БРВ) отмечена при локализации опухолевого процесса в области малых слюнных желез (СЖ) слизистой оболочки (СО) полости рта (73,2 ± 5,5 %) и околоушной СЖ (62,3 ± 3,3 %), самая низкая – при опухолях подъязычной СЖ (0 %) (медиана не достигнута, р = 0,07). В зависимости от морфологического варианта лучшая 5-летняя БРВ была отмечена в группах миоэпителиальной карциномы и ацинозно-клеточной карциномы: 81,3 ± 9,8 и 79,1 ± 8,4 % соответственно (медиана не достигнута, р > 0,05); худшая — при плоскоклеточном раке, карциноме слюнных протоков и аденокарциноме: 45, 7 ± 15,5; 50,3 ± 12,7 и 53,0 ± 5,5 % соответственно (медиана не достигнута). При низкодифференцированных опухолях (G3 ) 5-летняя БРВ самая низкая и составила 32,7 ± 4,1 %, а при опухолях G1 – 83,6 ± 3,1 % (р = 0,000001). При G3 добавление ЛТ к операции значительно снижает частоту местного рецидивирования — с 51,4 % (самостоятельное хирургическое) до 33,8 % (комбинированное) (р = 0,08). Отмечено достоверное снижение 5-летней БРВ с 74,2 ± 2,6 % без неблагоприятных патоморфологических признаков до 37,9 ± 5,4 % с их наличием (р = 0,000001). Выполнение шейной лимфодиссекции абсолютно показано при локализации опухоли в области поднижнечелюстной СЖ, так как снижает частоту местного рецидивирования: 15,8 % против 25,9 % в группе без лимфодиссекции, р > 0,05. При других локализациях ЗОСЖ профилактическая лимфодиссекция не улучшает отдаленные результаты лечения. Проведение ЛТ в послеоперационном периоде достоверно улучшало отдаленные результаты лечения в сравнении с группой предоперационной ЛТ (частота местных рецидивов 29,5 и 9,7 % соответственно, р = 0,0002). Применение химиотерапии оправдано в группе опухолей низкой степени дифференцировки (G3 ), так как значительно снижает частоту реализации отдаленных метастазов (17,6 и 9,1 % в группах комбинированного лечения и консервативной хи- миолучевой терапии соответственно, р > 0,05). 

53-60 2322
Аннотация

Введение. Традиционно вариантами лечения солитарных метастазов в головной мозг (МГМ) рака почки является хирургическая резекция с последующим облучением всего головного мозга (ОВГМ). В случае множественных метастазов рака почки в головной мозг ОВГМ остается наиболее частым вариантом лечения пациентов этой группы. Однако эффективность применения ОВГМ является недостаточной вследствие радиорезистентности рака почки. С внедрением в практику радиохирургии стандарты лечения рака почки изменились, поскольку радиохирургия позволяет преодолеть ограничения ОВГМ при лечении метастазов радиорезистентных опухолей в головной мозг.

Цель исследования — изучить эффективность стереотаксической радиохирургии на аппарате «Гамма-нож» в лечении МГМ рака почки.

Материалы и методы. Проведен анализ результатов лечения 112 пациентов с метастатическим поражением головного мозга рака почки, получивших радиохирургическое лечение в Московском центре «Гамма-нож». Медиана возраста пациентов — 58 (33–77) лет. Общее число облученных метастатических очагов — 444, среднее число МГМ у 1 пациента — 4 (1–30). Двадцать восемь (25 %) пациентов имели одиночный МГМ. Медиана суммарного объема МГМ для каждого пациента была 5,9 (0,1–29,1) см3 . Среднее значение краевой дозы для метастатического очага — 22 (12–26) Гр, среднее значение изодозы, по которой осуществлялось планирование, — 64 (39–99) %.

Результаты. Общая выживаемость (ОВ) после радиохирургического лечения составила 37,7; 16,4 и 9,3 % на сроках 12, 24 и 36 мес соответственно, с медианой ОВ 9,1 мес (95 % доверительный интервал (ДИ) 7,1–11,8). Новые МГМ (дистантные рецидивы) после радиохирургического лечения развились у 44 (54,3 %) пациентов с медианой 10,1 мес (95 % ДИ 7–18). Локальные рецидивы после радиохирургического лечения были выявлены у 19 (17 %) пациентов с медианой развития 6,6 мес (95 % ДИ 4,0–9,6). Факторы, связанные с лучшей ОВ: индекс Карновского ≥ 80 (р < 0,0369) и суммарный объем МГМ ≤ 5см3 (p = 0,0131). Локальный контроль достигнут в 96 % метастатических очагов у 87 % пациентов. Побочные эффекты радиохирургического лечения развились у 33,8 % пациентов (в 6 % случаев — радионекроз, 23,8 % — увеличение перифокального отека).

Заключение. Радиохирургическое лечение в самостоятельном варианте на аппарате «Гамма-нож» является эффективным вариантом лечения МГМ рака почки, обеспечивающим высокий уровень локального контроля метастатических очагов с минимальными явлениями нейротоксичности. В случае развития дистантных рецидивов повторное применение радиохирургии обеспечивает хороший локальный контроль и увеличивает ОВ в сравнении с другими методами лечения.
61-63 970
Аннотация

Актуальность проблемы лечения рака шейного отдела пищевода и гортаноглотки обусловлена его неудовлетворительными результатами и большим числом осложнений. Остается много нерешенных вопросов, что свидетельствует о необходимости исследований, направленных на поиск более действенных подходов. Целью исследования является анализ результатов комбинированного лечения пациентов с распространенными формами рака шейного отдела пищевода и гортаноглотки с применением хирургического лечения в объеме фаринголарингоэзофагэктомии с одномоментной пластикой дефекта. Проведен ретроспективный анализ результатов комбинированного лечения 28 пациентов с верифицированным диагнозом рака шейного отдела пищевода и гортаноглотки. Комбинированное лечение включало следующие методы: индукционная химиолучевая терапия по схеме цисплатин/5-фторурацил, дистанционная лучевая терапия (СД 65 Гр), брахитерапия (СД 7 Гр 1 раз в неделю, 3 сеанса), хирургическое лечение с одномоментной пластикой пищевода. У 7 (25 %) пациентов был достигнут полный регресс на фоне индукционной химиолучевой терапии, 21 (75 %) пациент получил лечение в полном объеме. Послеоперационная летальность составила 9,52 %, послеоперационные осложнения в виде несостоятельности анастомоза – 19 %. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2222-1468 (Print)
ISSN 2411-4634 (Online)